Чтобы выучить английский язык буквально за несколько секунд, нужно всего лишь запомнить одну фразу – "God dammit", уверял Фигаро графа Альмавиву в пьесе Бомарше. Но сегодня таких познаний недостаточно. Понимая это, в языковые школы, на курсы английского приходят и родители с трехлетними детьми, и те, кому далеко за 50.
Как отмечает "Карьера", языковым школам сейчас приходится учитывать возрастные особенности и дифференцировать программы не только по уровням сложности, но и по интересам разных возрастных групп: если школьники охотно читают о Гарри Поттере, то студентам интересна тема о работе, а пожилые ученики с удовольствием смотрят и обсуждают любимые фильмы своей молодости.
"Обучать ребенка иностранному языку лучше тогда, когда он уже уверенно общается на родном, – говорит психолог Елена Парфенова. – У каждого есть свой оптимальный возраст для начала занятий, примерно от трех до пяти лет. Родители, понимая, что знание иностранных языков необходимо, стремятся начать обучение как можно раньше. Но при этом надо правильно оценить потенциал малыша и ни в коем случае его не перегружать, оставить ему возможность развиваться в собственном темпе, тогда и здоровье его не пострадает, и интерес к учебе не пропадет".
Трехлетнему человечку невозможно внушить, что английский понадобится ему в будущем. А вот если предложить ему поиграть – это другое дело, кто же откажется порезвиться в компании с другими малышами, тем более, если игру затевает воспитатель, говорящий на незнакомом языке, но при этом все понятно: прыгаем – jump-jump, хлопаем – clap-clap. Тут перевод не нужен, каждое новое английское слово появляется вместе с соответствующей картинкой или предметом, движением или жестом. Это повсеместно используемый в группах дошкольников игровой метод в сочетании с методом устного опережения, когда дети сначала учатся воспринимать английский на слух и накапливают запас слов, и только потом начнут читать и писать, как это, собственно, происходит и в родном языке.
Чтобы малыши не уставали, их каждые семь-десять минут переключают на новое занятие: посмотрели мультик, потом немножко потанцевали, затем построили дом, спели песенку и т. д. Главное – комфортная обстановка и увлекательные игры, в которых английские слова запоминаются сами собой.
К сожалению, проводимые в стране реформы мало что изменили в системе преподавания иностранных языков в наших общеобразовательных школах. Там, где в это вкладывают средства и применяют новые обучающие технологии, дети занимаются с интересом и имеют хорошие результаты, но во многих школах на уроках английского они скучают.
"Невозможно преподавать английский, не ориентируясь на возрастные особенности и интересы каждого конкретного ученика, – говорит преподаватель английского языка Татьяна Меринова. – Малыши хотят понимать по-английски, особенно если они уже были с родителями за границей. Ни в коем случае нельзя упустить момент, когда есть интерес и ребенок готов работать. Как поддерживать высокую мотивацию? Универсальных рецептов нет, все зависит от педагогического мастерства и опыта, но, безусловно, темы уроков должны соответствовать возрасту детей. Слова и грамматику приходится учить – никуда не денешься, но при этом надо избегать однообразия и скуки. Учебные материалы в младших классах подают в виде игр, забавных кроссвордов и т. п. В пятых-седьмых классах дети обожают соревноваться и, разделив их на команды, можно устраивать турниры, в которых сильные ученики не только приносят очки своей команде, но и тянут за собой слабых. Старшеклассники к изучению иностранного языка относятся более осознанно, у них есть цель и настрой на будущее, которое трудно себе представить без английского. С ними можно проводить уроки в форме ролевых и ситуативных игр, ставить перед ними творческие задачи – они уже многое могут и охотно включаются в беседы о политике, путешествиях, личных отношениях. Задача учителя – вовремя задать хороший вопрос, столкнуть разные точки зрения, когда ученики спорят, они пускают в дело все свои лингвистические резервы. Однако даже в группе из шести-восьми человек уровень владения английским и темп усвоения нового материала у каждого свой. Чтобы не скучали отличники и не выпали из учебного процесса отстающие, надо на каждом уроке дифференцировать задания, каждому ученику предложить что-то посильное и интересное".
Даже прекрасно организованное преподавание английского в обычной общеобразовательной школе дает ребенку только минимум, а чтобы он к выпускным экзаменам знал язык хорошо, необходимы дополнительные усилия.
"Мотивацию и интерес к языку надо обязательно поддерживать дома: ежедневно читать, играть, смотреть мультики на иностранном языке, – продолжает Татьяна Меринова. – Совместными действиями родителей и педагогов-энтузиастов можно достичь многого: организовать в школе факультативы, английский драмкружок, проводить капустники, шоу талантов и т. п. Материалы для чтения следует подбирать интересные для подростков, находить что-то, что их заинтригует, о чем они захотят поговорить. Надо постоянно удерживать класс в режиме активного диалога, исхитряться вводить новые языковые элементы в хорошо знакомые конструкции. Однако, если в школе, где учится ваш ребенок, всего два урока английского в неделю, это ничтожно мало даже для поверхностного знакомства с языком, а уж о свободном английском нечего и думать, без дополнительных занятий не обойтись".
Программы отечественных школ и вузов в большинстве случаев дают учащимся только "книжный" английский, а когда надо поговорить с реальным иностранцем – пиши пропало, поэтому помимо занятий по обязательной программе старшеклассники и студенты посещают платные курсы, учат язык дистанционно, покупают пакеты для самообучения, занимаются с репетиторами, проводят летние каникулы в международных лингвистических лагерях на родине и за рубежом.
Специалисты вузовских кафедр английского языка расширяют рамки обязательной программы за счет внеаудиторных занятий: создают "Английские клубы", проводят тематические праздники, готовят студентов к конкурсам Public Speaking, приглашают профессоров из США и Великобритании читать лекции на английском.
Раскрепостить речь и снять языковой барьер помогают специальные тренинги, занятия с носителями языка и курсы в англоговорящих странах, где все накопленные знания можно активизировать в повседневной практике общения.
Молодые люди 18-25 лет, достигшие уровня Intermediate, могут преодолеть разрыв между изучением и использованием языка благодаря программам Work & Travel, Work & Study, Au Pair и т. д. – все они предлагают иностранным студентам временную работу в англоязычных странах. Например, Work & Study Ireland – это программа четырех-шестимесячного обучения на курсах английского в Дублине с легальным трудоустройством в сфере обслуживания и торговли. Сначала претендент оплачивает шестимесячный языковой курс (около $2.000-2.500), а потом компенсирует эти затраты, зарабатывая $6–8 в час, некоторые даже умудряются вернуться на родину "в плюсе". Полгода-год в англоязычной стране дают молодому человеку уверенный английский и запись о зарубежной стажировке в CV. Понятно, что иностранным студентам достаются вакансии, невостребованные местным населением, так что это не самый легкий способ обрести свободный английский. Зато такого уровня адаптации к реалиям англоязычного мира никогда не достичь, занимаясь дома. Такие темы, как заработок, налоги, банковские услуги, жилье, покупки, поездки по стране и т. п., стажер постигает не по книжке, а на собственном опыте.
Студентам, которые могут подтвердить высокий уровень английского сертификатом TOEFL или IELTS, открыт доступ к участию в обменных программах, в конкурсах на стипендии и гранты.
60-80% наших граждан в школе изучали английский, а свободно им владеют только около 1%, то есть для подавляющего большинства школьные уроки себя не оправдали. Те, кто не получил нужных знаний в детстве, обращаются в отечественные и зарубежные языковые школы, где учатся по разным методикам, доказывающим, что иностранным языком можно овладеть в любом возрасте.
Студентов (20-50 лет) в языковых школах дифференцируют не столько по возрасту, сколько по сферам деятельности. Английский нужен им для контактов в деловых и профессиональных кругах: необходимо понимать зарубежного партнера независимо от его возраста и акцента, поэтому разновозрастные интернациональные группы – самая подходящая учебная среда для приобретения навыков общения с иноязычным собеседником. "В языковой школе группы формируют в соответствии с возрастом и начальным уровнем, – говорит Олеся Карасева, PR-менеджер BKC-International House. – Большинство наших взрослых студентов – это люди от 23 до 30 лет, около 7% учащихся – старше 40 лет, и они вполне комфортно чувствуют себя среди более молодой аудитории, так как наши преподаватели проходят специальные тренинги по обучению студентов разных возрастов и способностей".
Чем старше студенты языковых школ, тем выше их социальный статус. Поэтому, как правило, в школах есть специальные центры Executive, учитывающие все требования VIP-клиентов, в том числе и нежелание некоторых из них смешиваться с шумной молодежной аудиторией. В этом случае для Executives либо выделяют целый этаж, как в Международной школе OISE в Сиднее, либо отдельное здание, как, например, Executive Centre International House в Лондоне, или загородное имение типа школы Park House на границе Англии и Уэльса.
Хотя языковые школы готовы учить всех "без верхней границы возраста", пожилые студенты предпочитают занятия в компании сверстников. Первые специализированные учебные заведения для пожилых появились во Франции, США и Японии в 70 – 80-е годы как ответ на глобальный процесс старения населения.
"Решающим фактором успешной учебы пожилых является мотивация, – говорит психолог Светлана Балашова. – Возрастные явления, связанные с ослаблением памяти, легко побеждаются настойчивостью и правильно организованным учебным процессом, в котором ставка делается на жизненный опыт пожилого человека и его умение одолевать препятствия. К тому же интеллектуальные усилия благотворно сказываются на деятельности мозга и тормозят процессы старения". Пенсионерам – любителям путешествий – хороший английский обеспечивает независимость и массу удовольствий, которых лишены "безъязыкие" туристы, покорно следующие за русскоговорящим гидом.
Языковые школы за рубежом давно освоили эту образовательную нишу и предлагают иностранным учащимся "третьего возраста" курсы английского языка с экскурсиями и развлечениями. Никакого педагогического давления, никаких изнурительных упражнений – только непринужденные беседы о любимых книгах, фильмах, актерах – приятное клубное времяпровождение в приятной интернациональной компании под девизом "Век живи – век учись".
Валентина ЕРЕМЕЕВА
Поделитесь с друзьями полезной статьей!