Особенности изучения иностранных языков детьми

В изучении языка маленьким детям помогают их собственные имена

Взрослый человек, приступая к изучению нового языка, плохо воспринимает устную речь на слух, так как не может различить начала и окончания слов. Поэтому на начальном этапе необходимо дробить предложения на отдельные фразы и слова. У маленьких детей та же проблема, но, если взрослый может натренировать свой слух, активировав соответствующие части мозга, то у маленького ребёнка все мыслительные процессы ещё только развиваются, и для выполнения даже не сложных на наш взгляд операций, ребёнку необходима наша помощь. Младенец не может сказать, как ему помочь, поэтому нам приходиться лишь догадываться, а учёным проводить исследования.

Учёные из нескольких американских университетов заинтересовались проблемой восприятия маленькими детьми устной речи. Им предстояло ответить на вопрос: "Как маленькие дети запоминают новые слова?"

Исследования показали, что дети для запоминания новых слов используют опорные слова. Для младенцев этими опорными словами являются их имена, то есть очень знакомые слова. Если ребёнок будет слышать новые слова, то он не будет фокусировать на них своё внимание, и не запомнит их. Но, если сначала произнести его имя, а следом назвать новое слово – ребёнок это слово запомнит. То есть, дети "используют" своё имя, чтобы "дробить" предложения. Имя ребёнка – обычно, это самое первое знакомое ему слово. По мере роста ребёнка, развития его мышления и памяти он начинает использовать в качестве таких опор и другие уже знакомые слова, постепенно закладывая прочный языковой фундамент.

Языковая опора для улучшения визуальной памяти

На ежегодной конференции Американского Общества Психологов было заявлено, что использование языка при тренировке визуальной памяти у маленьких детей, может заметно улучшить процесс запоминания зрительных образов.

Исследователи выяснили, что если при запоминании образов, ребёнок будет слышать комментарии в виде специально подобранных предложений, то эти предложения как бы "приклеят" образы к памяти ребёнка. Дети очень плохо держат в памяти зрительные образы, которые классифицируются по принципу расположения: справа или слева. Также маленькие дети не могут быстро запоминать цвета и расположение образа одновременно. Однако, при использовании таких языковых мнемонических опор, как: "красная полоска слева", детская память заметно дольше удерживает образы.

Это улучшение работы памяти происходит благодаря присутствию языка-проводника, который является мостом, который как бы "устраняет" временной разрыв между моментом, когда дети впервые видят образ и когда они видят его снова.

Маленькие дети дают названия предметам на основании их формы, а не функции

Согласно исследованию учёных Делаварского Университета дети дают названия предметам, а потом узнают их исходя из формы, а не функции, в то время как взрослые люди называют новые предметы, смотря как на их форму, так и на функцию.

В экспериментах приняли участие 72 ребёнка в возрасте между двумя и пятью годами. Так один из экспериментов был проведён с гребнем для волос. Детям показали настоящий гребень, назвали его и показали, для чего его используют. Затем перед детьми разложили пластиковый гребень; предметы, похожие на гребень формой, сделанные из глины, упаковочных материалов, поролона и писчей бумаги и не выполняющие функцию гребня. Затем к этим предметам были добавлены пластиковая вилка, игрушечные грабли, ложка для спагетти с зубьями, которые можно использовать для расчёсывания волос у куклы. После показа всех предметов и объяснения их функций, детям стали задавать вопросы, предварительно убрав из группы предметов пластиковый гребень. В частности: "Барби проснулась и хочет причесать волосы. Чем это можно сделать?" Дети стали пытаться причесать куклу игрушечной вилкой или граблями. Также исследователи выбирали отдельные предметы и спрашивали: "Это гребень?" Дети утвердительно отвечали, когда им показывали предметы, похожие на гребень.

Эксперименты доказали, что у детей существует врождённая способность знакомиться и запоминать названия новых предметов, ориентируясь по их форму. То есть форма предмета является своеобразной знаковой системой, при помощи которой ребёнок начинает учить язык.

По материалам Американской Ассоциации Продвижения Науки AAAS
www.aaas.org

Поделитесь с друзьями полезной статьей!